Комитетом Совета Федерации ФС РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию проведен круглый стол на тему «Об эффективности и достаточности мер государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности».
По проблемам поддержки молочной отрасли и аграрного сектора в целом на мероприятии выступила Председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая.
В своем выступлении Л.Н. Маницкая затронула несколько аспектов механизма предоставления и регулирования субсидирования.
Говоря об объединении компенсирующей и стимулирующей субсидий в АПК в 2024 г., Л.Н. Маницкая привлекла внимание к планируемой реализации данного нововведения для достижения целевых показателей самообеспеченности и подушевого потребления по молоку и молочной продукции, а также выравнивания экспортно-импортного баланса.
Важная сторона вопроса – это эффективность господдержки в аграрном секторе, и в ближайшем будущем ее регулирование будет совершенствоваться на основе развития информационных технологий и государственных информационных систем.
С внедрением в полном объеме учета животных в сельском хозяйстве станет возможным соотнести объемы и результаты сельскохозяйственного производства с финансированием получаемой господдержки, – считает Л.Н. Маницкая.
Использование средств государственной финансовой поддержки может быть целевое, но не достаточно эффективное. Поддержка должна в первую очередь направляться тем хозяйствам, которые добиваются высокой отдачи от вложения государственных средств.
По проблемам поддержки молочной отрасли и аграрного сектора в целом на мероприятии выступила Председатель совета Молочного союза России Людмила Маницкая.
В своем выступлении Л.Н. Маницкая затронула несколько аспектов механизма предоставления и регулирования субсидирования.
Говоря об объединении компенсирующей и стимулирующей субсидий в АПК в 2024 г., Л.Н. Маницкая привлекла внимание к планируемой реализации данного нововведения для достижения целевых показателей самообеспеченности и подушевого потребления по молоку и молочной продукции, а также выравнивания экспортно-импортного баланса.
Важная сторона вопроса – это эффективность господдержки в аграрном секторе, и в ближайшем будущем ее регулирование будет совершенствоваться на основе развития информационных технологий и государственных информационных систем.
С внедрением в полном объеме учета животных в сельском хозяйстве станет возможным соотнести объемы и результаты сельскохозяйственного производства с финансированием получаемой господдержки, – считает Л.Н. Маницкая.
Использование средств государственной финансовой поддержки может быть целевое, но не достаточно эффективное. Поддержка должна в первую очередь направляться тем хозяйствам, которые добиваются высокой отдачи от вложения государственных средств.
В качестве примера действенного инструмента для мониторинга в решении этой задачи Л.Н. Маницкая привела государственную информационную систему Россельхознадзора, новые компоненты которой в тестовом режиме уже сегодня позволяют вплотную подойти к количественной оценке эффективности освоения грантов.
Господдержку в виде субсидий целесообразно оказывать по всей цепочке производства конечной потребительской молочной продукции, расширить ее за пределы молочного животноводства и распространить на предприятия по переработке молока, – подчеркнула Л.Н. Маницкая.
В сфере молочной переработки Молочный союз России продолжает уделять пристальное внимание механизму предоставления компенсаций затрат молокоперерабатывающим предприятиям на оборудование для цифровой маркировки продукции.
С 2023 г. разрешено компенсировать до 70% затрат на оборудование по маркировке. В 2023 г. поступило 304 заявки на компенсацию из 52 субъектов РФ, отобраны для получения меры поддержки только 245 предприятий из более 4 тыс. молочных заводов страны.
Мера должна быть доступна всем участникам маркировки без ограничений, говорится в обращении Молочного союза России в Правительство РФ.
Также Л.Н. Маницкая обратила внимание на внесение изменений в условия льготного кредитования АПК: сумма субсидий банкам снижена (с 70% до 50% ключевой ставки ЦБ РФ), а предельная ставка для предприятий увеличена (с 6,8% до 10%). Льготные кредиты для молочной отрасли ранее предоставлялись по ставке 5% годовых, теперь самая низкая ставка 6,8%. Ставки для предприятий зависят от ключевой ставки ЦБ (16%), которая с 2022 г. последовательно повышалась.
Господдержку в виде субсидий целесообразно оказывать по всей цепочке производства конечной потребительской молочной продукции, расширить ее за пределы молочного животноводства и распространить на предприятия по переработке молока, – подчеркнула Л.Н. Маницкая.
В сфере молочной переработки Молочный союз России продолжает уделять пристальное внимание механизму предоставления компенсаций затрат молокоперерабатывающим предприятиям на оборудование для цифровой маркировки продукции.
С 2023 г. разрешено компенсировать до 70% затрат на оборудование по маркировке. В 2023 г. поступило 304 заявки на компенсацию из 52 субъектов РФ, отобраны для получения меры поддержки только 245 предприятий из более 4 тыс. молочных заводов страны.
Мера должна быть доступна всем участникам маркировки без ограничений, говорится в обращении Молочного союза России в Правительство РФ.
Также Л.Н. Маницкая обратила внимание на внесение изменений в условия льготного кредитования АПК: сумма субсидий банкам снижена (с 70% до 50% ключевой ставки ЦБ РФ), а предельная ставка для предприятий увеличена (с 6,8% до 10%). Льготные кредиты для молочной отрасли ранее предоставлялись по ставке 5% годовых, теперь самая низкая ставка 6,8%. Ставки для предприятий зависят от ключевой ставки ЦБ (16%), которая с 2022 г. последовательно повышалась.