Новости Молочного союза России

Кто не успел — тот опоздал

Маркировка молочной продукции: оборудование и затраты для всех, компенсации – только для спринтеров.

Молочный союз России размещает статью Председателя совета союза Л.Н. Маницкой о сроках приема Минсельхозом РФ заявок на компенсацию затрат на оборудование для маркировки молочной продукции по Постановлению Правительства РФ от 14.09.2022 г. № 1611.

Молочная отрасль вошла в проект цифровой маркировки одной из самых первых.
Молочный союз России прилагал все возможные усилия для облегчения вхождения отрасли в проект, ее адаптации.
Удалось достичь весьма существенных финансовых решений по облегчению затрат предприятий: с 2023 года разрешено компенсировать до 70% затрат на оборудование для маркировки молочной продукции, введенное в 2021–2023 годах.
Это так называемые "капексы", то есть возмещение части прямых понесенных затрат на оборудование для маркировки.
Эту меру господдержки очень ждали и широко освещали. Но реализована она таким образом, что компенсацию получат далеко не все.
Постановление Правительства от 14.09.2022 г. № 1611 вступило в силу с 1 января 2023 г.
Отбор заявок по конкурсу проводит Минсельхоз.
Порядок отбора инвестиционных проектов утвержден приказом от 23.06.2023 г. № 587.
Публикации об этом появились в первой декаде июля 2023 г.
Приказ зарегистрирован Минюстом 14.08.2023 г. за № 74793.
На сайте Минсельхоза размещение приказа датировано 01.09.2023 г.
Извещение от 01.09.2023 г. № ЕФ-17-27/21047 и правительственная телеграмма от 01.09.2023 г. № ЕФ-17-27/21035 за подписью заместителя Министра сельского хозяйства Е.В. Фастовой о начале приема заявочной документации на сайте Минсельхоза датированы также 01.09.2023 г.
В извещении указано, что:
"Прием документов осуществляется с 6 сентября по 20 сентября 2023 года включительно.".
Получается, что с момента извещения о начале (1 сентября, пятница) до старта приема заявок (6 сентября, среда), даже включая день извещения, отведено всего 3 рабочих дня.
На практике это означает, что Минсельхозы субъектов к этому времени уже должны были собрать и объединить заявки предприятий своих регионов.
Предприятия, в свою очередь, еще раньше должны были подготовить и подать заявки в региональные Министерства сельского хозяйства, а затем быть на постоянной связи со своими Минсельхозами в ожидании объявления старта.
Федеральный же Минсельхоз для приема заявок на компенсацию затрат по маркировочному оборудованию от всей страны отвел всего 2 недели.
Резервных дат или нескольких последовательных этапов не предусмотрено. В извещении категорично установлено, что "Заявочная документация, поступившая в иные сроки, к участию в Отборе не допускается.".
Статистику обращений за компенсациями, процент удовлетворения заявок, как и количество «не знавших» и «опоздавших», мы, вероятно, не узнаем.
Более того, планируемые или хотя бы ориентировочные суммы возмещений большинству участников рынка заранее не были известны.
Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.07.2023 г. № 625 "Об утверждении предельных значений стоимости единиц мощности объектов и маркировочного оборудования", в котором установлены размеры сумм капексов в зависимости от производительности оборудования, зарегистрирован в Минюсте 07.09.2023 г. за № 75131.
Публикации в СМИ появились в начале второй декады сентября 2023 г.
Размещение приказа на сайте МСХ – 19.09.2023 г., то есть буквально за 1 день до окончания приема заявок.
Получается, что долгожданная мера государственной поддержки переработчиков молока доступна далеко не всем, а ее параметры претендентам заранее не известны.
То, что хорошо выглядит в публикациях и докладах, на практике оборачивается труднодоступностью.
Длительная подготовка завершилась быстрым финишем, до которого добрались далеко не все, а многие не успели и стартовать.
Очень жаль, что в таком масштабном деле государственной, народнохозяйственной значимости как поддержка цифровизации, сработал неспортивный принцип «Кто не успел – тот опоздал».
Таким образом, остро востребованная мера государственной поддержки доступна лишь узкому кругу переработчиков молока, успевших принять участие в отборе в крайне ограниченные сроки, установленные Минсельхозом РФ.
Считаем, что этим не обеспечено равенство доступа молокоперерабатывающих предприятий к государственной финансовой поддержке.
С учетом изложенного Молочный союз России обратился в Правительство России с просьбой об организации второй очереди приема заявок на частичную компенсацию затрат на оборудование для маркировки, продолжительностью нового этапа не менее 1 месяца, с заблаговременным широким информированием о предстоящем начале приема, для предварительной подготовки претендентами конкурсной документации.

Л.Н. Маницкая