В Государственной Думе ФС РФ в рамках экспертного совета по законотворческой деятельности состоялось обсуждение проекта Федерального закона «О внесении изменений в ст. 9 ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В целом поправки предполагают установление более справедливого баланса прав торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.
В настоящее время торговые сети, обладая значительной рыночной властью, выступают сильной стороной в отношениях с поставщиками.
Пользуясь преимущественным положением, они зачастую устанавливают в договорах условия о поставке продовольственных товаров, которые являются для поставщиков обязательными и не подлежат согласованию, а также о применении штрафных санкций в отношении поставщиков в случае невыполнения ими заявок.
В соответствии с этой практикой поставщики обязаны поставлять продовольственные товары в ассортименте и объеме по указанию торговой сети, а в случае отсутствия у поставщиков объективной возможности поставить товар, к последним применяются штрафные санкции.
Результатом такого подхода является возложение рисков, связанных с колебаниями потребительского спроса, на поставщиков. Уязвимость усиливается в периоды экономической турбулентности, когда возможности поставщиков еще более зависимы от факторов поставки сырья, оборудования, финансирования и др.
В то же время практики согласования заказов с поставщиками и отказа от штрафов уже придерживаются некоторые крупные торговые сети. Нормы о необходимости согласования заказов с поставщиками и об отказе от штрафов за непоставку несогласованных заказов, таким образом, прошли апробацию на практике и теперь обоснованно могут быть включены в закон.
Урегулирование проблемы на законодательном уровне позволит защитить интересы производителей продуктов питания, обеспечить благоприятные условия для развития конкуренции в целях обеспечения граждан продуктами питания, говорится в пояснительной записке к проекту.
Позицию Молочного союза России по предлагаемым поправкам на заседании представил заместитель директора РСПМО по экономике А.В. Рыбин.
Развязать ценовой узел на молочном рынке, стимулировать потребление молока, снять избыточное предложение во многом препятствует ценовая и закупочная политика торговых сетей.
Торговые наценки розничных сетей следовало бы ограничить 30-35%, т.к. молочная продукция относится к категории самых социально значимых.
Еще год назад, когда весной 2022 года на рынках возникла высокая динамика и турбулентность, в Молочный союз России союз поступали обращения, где предлагалось сократить сроки оплаты за поставленные товары до 5 рабочих дней по ст. 451 ГК РФ "в связи с существенным изменением обстоятельств" и отказаться от выплаты вознаграждения за приобретение продовольственных товаров. Но торговые сети, опираясь на 381-ФЗ, отказывались сокращать сроки оплаты из-за утраты своей доходности.
Теперь изменения в закон приходят с другой стороны и нашли свою безоговорочную поддержку у отраслевого сообщества.
Новый закон необходим, так как снимает один из главных вопросов: устанавливает возможность корректировать заказ, исходя из производственных возможностей предприятий: наличие сырья, упаковки, сезонность и др.
Это же касается и условий о штрафах за невыполнение заказов.
Принятие предлагаемых поправок в закон позволит уравнять участников рынка в правах.
Молочный союз России поддерживает к принятию законопроект о внесении указанных изменений как шаг поддержки навстречу национальным товаропроизводителям.
В целом поправки предполагают установление более справедливого баланса прав торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров.
В настоящее время торговые сети, обладая значительной рыночной властью, выступают сильной стороной в отношениях с поставщиками.
Пользуясь преимущественным положением, они зачастую устанавливают в договорах условия о поставке продовольственных товаров, которые являются для поставщиков обязательными и не подлежат согласованию, а также о применении штрафных санкций в отношении поставщиков в случае невыполнения ими заявок.
В соответствии с этой практикой поставщики обязаны поставлять продовольственные товары в ассортименте и объеме по указанию торговой сети, а в случае отсутствия у поставщиков объективной возможности поставить товар, к последним применяются штрафные санкции.
Результатом такого подхода является возложение рисков, связанных с колебаниями потребительского спроса, на поставщиков. Уязвимость усиливается в периоды экономической турбулентности, когда возможности поставщиков еще более зависимы от факторов поставки сырья, оборудования, финансирования и др.
В то же время практики согласования заказов с поставщиками и отказа от штрафов уже придерживаются некоторые крупные торговые сети. Нормы о необходимости согласования заказов с поставщиками и об отказе от штрафов за непоставку несогласованных заказов, таким образом, прошли апробацию на практике и теперь обоснованно могут быть включены в закон.
Урегулирование проблемы на законодательном уровне позволит защитить интересы производителей продуктов питания, обеспечить благоприятные условия для развития конкуренции в целях обеспечения граждан продуктами питания, говорится в пояснительной записке к проекту.
Позицию Молочного союза России по предлагаемым поправкам на заседании представил заместитель директора РСПМО по экономике А.В. Рыбин.
Развязать ценовой узел на молочном рынке, стимулировать потребление молока, снять избыточное предложение во многом препятствует ценовая и закупочная политика торговых сетей.
Торговые наценки розничных сетей следовало бы ограничить 30-35%, т.к. молочная продукция относится к категории самых социально значимых.
Еще год назад, когда весной 2022 года на рынках возникла высокая динамика и турбулентность, в Молочный союз России союз поступали обращения, где предлагалось сократить сроки оплаты за поставленные товары до 5 рабочих дней по ст. 451 ГК РФ "в связи с существенным изменением обстоятельств" и отказаться от выплаты вознаграждения за приобретение продовольственных товаров. Но торговые сети, опираясь на 381-ФЗ, отказывались сокращать сроки оплаты из-за утраты своей доходности.
Теперь изменения в закон приходят с другой стороны и нашли свою безоговорочную поддержку у отраслевого сообщества.
Новый закон необходим, так как снимает один из главных вопросов: устанавливает возможность корректировать заказ, исходя из производственных возможностей предприятий: наличие сырья, упаковки, сезонность и др.
Это же касается и условий о штрафах за невыполнение заказов.
Принятие предлагаемых поправок в закон позволит уравнять участников рынка в правах.
Молочный союз России поддерживает к принятию законопроект о внесении указанных изменений как шаг поддержки навстречу национальным товаропроизводителям.